Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

 

Очень рано христианские аскеты переосмыслили борцовскую и воинскую тематику, звучащую в псалмах и в книгах Священного Писания, в сторону духовной брани.

Например, холодно-отстраненным, речитативным описанием множества смертей и наказаний, Библия, оказывается, это не только сборник нравственных максим, но и история народа Божия, зачастую полная крови и жестокости.

С большим трудом можно найти те редкие псалмы, в которых вообще нет упоминания о врагах, не знающих устали, коварных, бессовестных, наблюдающих из засады, натягивающих тетиву лука, роящих яму и так далее.

Ведя напряженную духовную войну с грехом, они поняли, что не только двуногие носители зла, состоящие из плоти и крови, являются врагами веры и разрушителями святынь.

Бесы и помыслы еще лучше подходят под эту категорию.

Вот псалом 57-й. В нем автор не скупится на пожелания зла противникам (по-гречески – дьяволам): «да исчезнут, как вода протекающая», «да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины». И так далее. Это сказано о тех, кто от самого чрева родительницы привык ко лжи, у кого яд под языком.

И праведник, видя гибель подобных злодеев, возрадуется: «Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого. И скажет человек: - Подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!»

 Это о чем? Это о том, что наказание отъявленных злодеев, наказание показательное и всем известное имеет целью исправить деятельность благочестивых людей.

«Омыть стопы в крови нечестивого» означает вынести пользу из совершившегося и направлять стопы свои только туда, где нет греха и нечестия.

Кстати, в славянском тексте перевод звучит так: «праведник омоет руки в крови грешника», что еще ярче. «Дела рук моих (и направление жизненных путей) я исправлю, когда увижу явное наказание явного грешника», – так мыслит верующий человек из псалма.

Ни о каких плясках по лужам крови или реальном мытье рук в крови речи нет и в помине.

Второй пример широко известен.

Это псалом 136-й,  «На реках Вавилонских».

Текст настолько известен, что его положила по-своему на музыку группа «Boney M».

В конце псалма в уста угнанных в плен и крайне униженных еврейских переселенцев вкладываются такие слова: «Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!»

Этот текст можно посчитать подлинным кошмаром и призывом к преступлению против человечности, если бы у этих слов не было вполне конкретного духовного смысла.

Смысл следующий: вавилонские младенцы – это греховные помыслы. Их нужно вырывать пораньше, до превращения младенцев в юношей. Потом вырывание крайне затруднится или станет невозможным.

Так и сорняк легче вырывать в виде травы, а не в виде кустов.

Камень же – это одно из известнейших имен Христа.

«Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла. Камень преткновения и камень соблазна» (1 Петр 2:6-7).

Так говорит Верховный Петр.

Павел говорит еще проще: «Все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор 10:4).

Таким образом, в псалме говорится о том, о чем пишет Иоанн Лествичник: «Бей врагов именем Иисуса. Сильнее оружия не найдешь ни на небе, ни на земле».

И картина складывается целостная: грех прогневил Бога, лишил народ силы. С грехом теперь и воевать надо. Бить именем Господа начатки греховных движений, не позволяя им вырасти и усилиться. Ясно, что при буквальном прочтении, как и в случае с мытьем ног и рук в чужой крови, получается нечто кровожадное и бесчеловечное.

Еще пример. Это 100-й псалом. Вот его окончание: «С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие».

На это место Писания святой Василий Великий говорит, что совершенно невозможно царю Давиду ежедневно с раннего утра ходить по городу с обнаженным мечом и разить грешников. Нужно докопаться до иного, не буквального смысла.

Если же будем считать «городом Господа» сердце человеческое, а «делателями беззакония» – злые помыслы, в сердце живущие, то получится призыв на ежедневную внутреннюю борьбу с грехом.

Начинать ее как раз и надо сразу по пробуждении.

Вот и Иеремия говорит: «с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит» (Иер 21:12).

Итак, будем искать в садах и виноградниках Святых Писаний духовных ягод, то есть подлинного смысла.

Подлинный же смысл вещей и событий никогда не лежит на поверхности. Он требует поиска, труда и погружения, а открывается внимательным и терпеливым.

В противном случае люди, вооруженные мертвой буквой, будут сильно похожи на пациентов сумасшедшего дома, которым дали в руки острое оружие.

Они будут опасны и для самих себя, и для окружающих.

 

Комментарии   

Николай Довгай
+1 # Николай Довгай 04.04.2018 17:34
Аминь!
Твои уста источают мед. И многое открывается перед нами в новом свете. 8)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Владимир Кучеренко
0 # Владимир Кучеренко 06.04.2018 09:45
Есть места в Святом Писании, которые, по моему мнению, нужно понимать буквально. Но это тайна, которая не всем открывается :eek:
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить