Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — так полностью называется праздник, который  Православная Церковь отмечает 4 декабря (по новому стилю). Этот праздник считается третьим великим праздником церковного года и подводит верующих к главному после Пасхи празднику - Рождеству Христову.

Православные в этот день вспоминают, как святые Иоаким и Анна привели свою дочь в Иерусалимский храм. Пресвятой Богородице на тот момент было три года. Посвятить дочь служению Господу было обетом бездетной пары перед Господом. 

Согласно источникам, когда перед зачатием Богородицы её матери святой Анне явился ангел с вестью о предстоящем рождении ею ребёнка, то она дала обет: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь».

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, родители решили выполнить своё обещание: - И вот исполнилось Ребёнку три года, и сказал Иоаким: Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажжёнными светильниками, чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце своём храм Господнен.

В Храме Марию встретил первосвященник (православное предание считает, что это был Захария, отец Иоанна Предтечи) со множеством священников. Родители поставили Марию на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в Храм. 
…И когда Она была поставлена перед храмом Господа, то поднялась  на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении.

Затем, по преданию, первосвященник, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью.

Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию. В Храме Мария находилась до двенадцати лет, когда по указанию ангела, священник Захария устроил смотр женихов, на котором по чудесно расцветшему посоху в мужья Марии был выбран вдовец Иосиф.

У  христианских авторов сообщаются подробности жизни Девы Марии: Мария живёт в самом Храме, во Святая Святых, и здесь ей пищу и питье с небес до конца её пребывания в Храме приносит архангел Гавриил; когда Деве Марии исполняется 12 лет, архангел Гавриил приносит Благовещение Марии, и Дева Богородица покидает Храм.

Димитрий Ростовский в конце XVII века составил собственное оригинальное сочинение «Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии», описывающее данное событие и поместил его в Жития святых. Согласно ему Мария жила в неком помещении внутри Храма вместе с девами; девицы более взрослые учили Марию рукоделию, и с ними она изучала Священное Писание; жизнь Марии была строго по расписанию: с раннего утра до 9 часов утра Мария молилась во Святая Святых; с 9 часов утра до 15 часов упражнялась в рукоделии или чтении книг; с 15 часов снова начинала свою молитву, и не прекращала её до тех пор, пока не являлся ей ангел, из рук которого она обыкновенно принимала пищу.

Димитрий приводит также рассказ Григория Никомидийского о посещении Марии в Храме ангелом: «Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида, беседует с Девою и подаёт Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление?».

Иероним Стридонский, упоминая посещение Марии ангелом, однако указывает: «Если бы кто спросил меня: как проводила время юности Пресвятая Дева, я бы ответил ему: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Её».

Ее-то,  Пресвятую Деву, прежде веков Бог предназначает ко спасению и воззванию рода нашего. Она избирается из числа избранных от века и славных как по своему благочестию и благоразумию, так и по Богоугодным словам и делам.

Некогда виновник зла – древний змий превознесся над нами и увлек нас в свою пропасть. Много причин побуждало восстать его против нас и порабощать наше естество: зависть, соперничество, ненависть, несправедливость, коварство, хитрость и, в добавление ко всему этому, и смертоносная сила в нем, которую он сам породил для себя, как первый отступник от истинной жизни.

Виновник зла позавидовал Адаму, увидев его стремящимся от земли к небу, откуда он сам был низвержен. Ведь зависть – родительница не только ненависти, но и убийства, которое совершил над нами этот человеконенавистник, лукаво пристав к нам, ибо он крайне несправедливо пожелал быть властелином над земнородными для погибели создания, сотворенного по образу и подобию Божию.

Если бы Адам  крепко держался Божественной заповеди, то он оказался бы победителем своего врага и стал бы выше смертоносного осквернения.

Но  добровольно поддавшись греху, он потерпел поражение и сделался грешником.

И будучи корнем человеческого рода, рождал нас уже смертоносными отпрысками.

Нам необходимо было иметь нового Адама, который не только был бы безгрешен и  непобедимым, но мог бы прощать грехи и избавлять от наказания подчиненных Eму. И не только обладал бы жизнью, но и способностью оживотворять, чтобы сделать участниками жизни тех, которые веруют в Него и принадлежат к Его роду, и не только представителей последующего за Ним поколения, а и тех, которые уже умерли до Него.

Поэтому святой Павел, эта великая труба Святого Духа, восклицает:«бысть первый человек… в душу живу», а второй Человек «в Дух животворящ».

Но, кроме Бога, никто не безгрешен, не животворит и не может отпускать грехи.

Поэтому новый Адам должен быть не только Человеком, а и Богом, чтобы Он Сам по Себе был и жизнью, и премудростью, и правдой, и любовью, и милосердием, и вообще всяким благом для того, чтобы привести ветхого Адама в обновление и оживотворение милостью, премудростью, правдой. 

Таким образом, подобно тому, как  исконный человекоубийца превознесся над нами завистью и ненавистью,  Начальник жизни был воздвигнут ради нас безмерным Своим человеколюбием и Своей благостью.

 Было бы справедливо, чтобы человек, который добровольно был порабощен сатаною и был поражен им смертью, сам  вступил бы в борьбу с ним и сверг с себя добровольное рабство.

Потому-то Богу и угодно было принять на Себя  наше естество, чудесным образом соединившись с ним Ипостасно.

Но соединение Высочайшего Естества, чистота которого непостижима для нашего разума, с греховным естеством было невозможно прежде, чем оно очистит себя.

Поэтому, для зачатия и рождения Подателя чистоты необходима была Дева - совершенно Непорочная и Пречистая.

Ибо сущий от Бога, Бог Слова и Сын Собезначальный и Совечный Всевышнему Отцу, соделывается Сыном Человеческим, сыном Приснодевы.

«Иисус Христос вчера и днесь, Тойже и во веки» (Евр.13:8), неизменяемый по Божеству и непорочный по человечеству.

Он один только, как о Нем предрек пророк Исаия,«беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех его» (Ис.53:9).

Он один зачался не в беззакониях, и рождение Его было не во грехах, в противоположность тому, как о себе и о всяком другом человеке свидетельствует пророк Давид (Пс.50:7).

Он один был совершенно чист и даже не нуждался в очищении для Себя: ради нас Он принял на Себя страдание, смерть и воскресение.

Бог рождается от Непорочной и Святой Девы или, лучше, от Всепречистой и Всесвятой.

Пресвятая  Дева была не только выше всякого плотского осквернения, но даже выше и всяких нечистых помыслов, и зачатие Ее обусловливалось не похотью, а осенением Пресвятого Духа.

Когда Дева жила совершенно вдали от людей и пребывала в молитвенном настроении и духовном веселии, то Она изрекла Ангелу: - се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему (Лк.1:38) и, зачав, родила.

Итак, для того, чтобы оказаться Девой достойной для этой высшей цели, Бог прежде веков предназначает и из числа избранных от начала века избирает Её, ныне восхваляемую нами, Приснодеву.

Откуда же произошло это избрание.

Из сынов Адамовых Богом был избран  Сиф, из рода которого должна была родиться и воззвать земнородных к небесному усыновлению Пресвятая Дева – Боголепная колесница Пренебесного Бога. 

По этой причине и весь род Сифа именовался «сынами Божиими»: ибо из этого поколения должен был родиться и Сын Божий, так как и имя Сиф означает восстание или воскресение (из мертвых).

Сиф рожден был Евой вместо Авеля, которого по зависти убил Каин (Быт.4:25), а Сын Девы, Христос, родился для нас вместо Адама, которого из зависти умертвил виновник и покровитель зла.

Но Сиф не воскресил Авеля - он служил лишь прообразом воскресения, а Господь наш Иисус Христос воскресил Адама, поскольку Он для земнородных есть Жизнь и Воскресение.

Потомки Сифа удостоились, по упованию, Божеского усыновления и были названы чадами Божиими.

А то, что они были наименованы сынами Божиими, показывает первый так названный и по преемству получивший это избрание сын Сифа – Енос, который, по свидетельству Моисея, первый уповал на то, чтобы называться по имени Господа (Быт.4:26).

Таким образом, избрание будущей Матери Божией, начиная от самых сыновей Адамовых и проходя через все поколения времен, по предведению Божию, доходит до царя и пророка Давида и преемников его царства и рода.

Когда же наступило время избрания, то из дома  Давидова были избраны Богом Иоаким и Анна, которые, хотя были бездетны, но по своей добродетельной жизни и добрым нравам были лучше всех, происходивших из колена Давидова.

И так как они в молитве просили у Бога разрешения безчадства и обещали Рожденное, с самого Его детства, посвятить Богу, то им возвещается Богоматерь и даруется от Бога, как Чадо, – чтобы от таких многодобродетельных родителей была зачата Предобродетельная и Пречистая Дева,

Таким образом,  целомудрие в соединении с молитвой оплодотворилось, и Пречистая соделалась Родительницею девства, по плоти нетленно родившая Того, Кто по Божеству прежде веков рожден от Бога Отца.

И  когда праведные Иоаким и Анна увидели, что исполнилось их желание и Божие обетование осуществилось на деле, тогда они, как истинные Боголюбцы поспешили исполнить свой обет, данный Богу: привели в храм Божий воистину Святое и Божественное Дитя-Богоматерь Деву. 

А Она, невзирая на столь малый возраст, была полна Божественных дарований и более других понимала, что совершается над Ней, и всеми Своими качествами являла, что не вводят Ее в храм, но что Она Сама по собственному побуждению приходит на служение Богу, как бы на самородных крыльях стремясь к священной и Божественной любви, будучи убеждена, что введение Ее в храм – во Святое святых и пребывание в нем есть желанная для Нее вещь.

Поэтому-то и первосвященник, увидев, что на Отроковице  пребывает Божественная благодать, пожелал вселить Ее во Святое святых. 

И Бог содействовал Деве и посылал Ей через Своего Ангела таинственную пищу, благодаря которой Она укреплялась по природе и сделалась чище ангелов, имея в служении Небесных духов.

И не только однажды Она была введена во Святое святых, но была принята Богом для пребывания с Ним в течение немалых лет: ибо через Нее в свое время должны были открыться Небесные Обители, которые были дарованы для вечного жительства верующим в чудесное Ее Рождение.

Вот, значит, почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых.

Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, – Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению.

Поэтому Христос Бог и прославляет Свою Матерь, как до рождения, так и по рождении.

Мы же, помышляя о соделанном ради нас через Пресвятую Деву спасении, воздадим Ей всеми силами благодарение и хвалу.

И благодарная жена (о которой повествует Евангелие), услышавшая немного спасительных слов Господа, воздала Его Матери благодарение,  сказав Христу: «блаженно чрево носившее Тя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк.11:27).

И мы, христиане, имеющие начертанными в сердцах слова вечной жизни и не только слова, а и чудеса и страдания, и через них воскрешение из мертвых и вознесение от земли на небо, и обетованную нам бессмертную жизнь, и непреложное спасение, тем паче и мы не можем не прославлять и неустанно  ублажать Матерь Начальника спасения и Подателя жизни, празднуя зачатие и рождение Ее и Введение Ее в храм – во Святое святых.

Отвлечем свой разум и свое внимание от житейских забот и возвысим его в Небесные глубины – в то Святое Святых, где обитает ныне Богородица.

Ибо таким образом и наши песнопения и молитвы с Богоугодным дерзновением и пользой будут доходить до Нее, и мы благодаря Ее предстательству, вместе с настоящими благами соделаемся наследниками будущих, нескончаемых благ, благодатью и человеколюбием нас ради родившегося от Нее Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, держава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и с Вечным и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков.

Аминь.

 

Комментарии   

Николай Довгай
+1 # Николай Довгай 05.12.2017 16:26
Очень полезная статья. Аминь.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Владимир Кучеренко
+1 # Владимир Кучеренко 05.12.2017 17:42
Cпасибо, Коля!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить